МКОУ "Каменская ООШ"
Вторник, 26.05.2020, 19:17
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная РегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Памятные даты военной истории России
Независимая оценка качества образовательной деятельности

Праздники России
Каменка 

Главная » 2017 » Май » 13 » Беседа «Поговорим об экологии»
20:20
Беседа «Поговорим об экологии»

В рамках Всероссийской акции «Сделаем вместе!», мы сегодня проводим беседу «Поговорим об экологии». И свою беседу хотелось бы начать стихотворением

«О простом и сложном, об истинном и ложном,

о камне и пушинке, о ракете и травинке.

Моря и пустыни. Земля и Луна.»

Свет Солнца и снега лавины…

Природа сложна, но Природа одна.

Законы Природы – едины.

Но камень в воде не плывет как бревно,

И камнем бревно не уходит на дно.

В чем сущность явлений?..

Что? Почему? Зачем? И где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот первый раз огонь добыт.

(А почему огонь горит?)

Зерно под солнцем проросло.

(Зачем растению тепло?)

Дым легкий, а скала тверда.

Что значит «лед», а что «вода»?..

Что все это роднит: облака и гранит,

Человека, и звезды, и птиц?..

Сложен мир.

Сложен мир из мельчайших частиц.

Из атомов мир создавала Природа.

Два атома легких взяла Водорода,

Прибавила атом один Кислорода,

И получилась частица Воды.

Море воды, Океаны и Льды…

Стал Кислород чуть не всюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал Кислород, как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения.

Жизнь появилась: дыханье, горенье…

Первые птицы и первые звери.

Первые люди, что жили в пещере…

Прошу мне ответить без всякой заминки:

Ракета сложней или проще травинки?

Вы скажете сразу: ракета сложнее.

Тогда вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя полевую травинку.

Е. Ефимовский

Наукой об окружающей среде, или наукой о доме, нашем доме – планете Земля, часто называют экологию. Есть науки, изучающие отдельных представителей живой  природы нашей планеты: ботаника – наука о растениях, зоология – наука о животных. Эти и другие науки изучают жизнь растений и животных во всем их многообразии. Объясняют причины нарушения их здоровья человека. А вот увидеть и понять принципы существования всей нашей планеты, узнать, как она живет и чем «болеет», как уберечь и сохранить ее во всей красе, помогает наука экология.

Экология – это особая наука, которая изучает взаимосвязи и взаимоотношения между животными и неживыми компонентами нашей планеты, взаимодействия организмов между собой. Особая эта наука еще и потому, что не может обойтись без физики, химии и математике, географии , экономики, биологических наук.

Наука экология изучает все взаимоотношения, которые складываются в окружающем мире. Жизнь любого растения или животного, а также человека зависит от сложнейших взаимосвязей: от условий окружающей среды – климата, наличия питательных веществ и др. Почему растения тундры отличаются от растений степи? Почему одни животные встречаются в тайге, а другие нет? Где мы можем встретить самые большие деревья и почему? На эти и многие другие вопросы находит ответ ответы наука экология. А также на самый главный вопрос – о нашей планете, о жизни и месте человека в этом мире.

Еще в середине 19 века ученые начали изучать и формировать общие принципы взаимоотношений растений и животных, между собой и с окружающей средой Сто пятьдесят – двести лет назад экология еще не выделилась как отдельная наука, она рассматривалась в рамках естественной истории. Экология в переводе с греческого – наука о доме, жилище) давно перестала быть лишь наукой о жилищах животных –гнездах, норах.

Под «домом» и «жилищем» чаще понимается окружающая человека природа. Поэтому недостаточно изучать только связи между живыми существами и средой, исключая при этом человека. Хозяйственная деятельность человека существенно изменят природную среду. Иногда полностью ее разрушая. Так бесследно исчезают луга под рукотворными водохранилищами и вместо плодородных земель появляются лишенные любой растительности карьеры.

Деятельность человека в одной точке планеты может вызвать неожиданные последствия в другой ее точке. Поэтому мы хотим попытаться показать, как взаимосвязаны живые организмы и среда в природе, насколько сложны их экологические механизмы. Трудно представит сразу весь механизм, обеспечивающий существование нашей планеты. Поэтому ученые выделяют отдельные ее составные части – экологические системы.

Давайте проделаем путь от тундры до субтропиков. В тундре мы увидим низкорослые, стелющиеся деревья, редкую растительность. Мы можем встретить оленя или полярную куропатку. Каждая природная зона имеет свою растительность и животных, которые связаны с растительностью и с теми условиями, которые в течение длительного времени складывались на данной территории. Есть такая птица кедровка. Если бы вас спросили: «»Где она обитает?» - вы бы ответили: «В кедровом  лесу». Такое имя кедровка получила потому, что живет в кедровнике и очень любит кедровые орешки».  Там где нет кедра, -нет и кедровок. Растения, но не отдельные, а целые сообщества, определяют формирование других сообществ – животных. Состав сообществ животных и растений определяется климатическими факторами окружающей среды. Вот эти взаимосвязи и изучает экология.

А сейчас я бы хотела, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

  1. Что изучает экология? Дайте определение этой науки.
  2. Какую основную цель ставит перед собой наука экология?
  3. Можно ли сказать: «Во всем виновата экология или «Загрязнили экологию»?
  4. Приведите примеры взаимоотношений в природе.
  5. Назовите животных и растений, которые могут находиться в данных климатических условиях. Заполните таблицу.

Распространение живых организмов в зависимости от факторов окружающей среды

Факторы окружающей среды

Животные

Растения

Очень жарко и всем мало воды

 

 

Долгая зима, очень короткое лето, вечная мерзлота

 

 

Зимой и летом тепло, часто идут дожди

 

 

Зимой холодно, летом тепло

 

 

Периодически идут дожди, зимой много снега

 

 

 В заключение нашей беседы я хотела бы прочесть вам рассказ о солнце и зеленом листе. В далекой древности люди поклонялись солнцу. Еще не существовало науки о солнечной энергии и ее связи с растением. Но и без этого было ясно: солнце - источник жизни.

Весной, когда деревья покрывались зеленью, наши предки отмечали веселый праздник возрождения природы. Они знали: зеленый цвет – цвет жизни. Он радует людей на севере, когда из–под снега вдруг выглянет пушистый мох; он веселит сердца путников в пустыне, неожиданно блеснув среди песков. Он господствует всюду, этот нежный, нарядный, необыкновенно богатый оттенками живой цвет. Теперь мы знаем, что его обеспечивает особое вещество – хлорофилл. Ученые называют хлорофилл кровью растений, да и по своему составу он не похож на вещество крови – гемоглобин.

Интересно проследить за лучом, который попадает в листву. Его длинный путь окончен. Он летел через безвоздушное пространство. Он пробирался сквозь всю толщу воздушного океана. Теперь у него начинается новая жизнь. Тысячи зеленых листочков стосковались за ночь по солнцу. Они жадно впитывают в себя его живительную силу. Они трудятся. Всюду вокруг нас совершается это чудо. В придорожной травинке и листьях тополя, в иглах сосны. Листьях папоротника. Землянике, картофеле. Почему чудо?

Судите сами. В зеленых листья возникает то, из чего потом образуется сахарная морковь, румяное яблоко, хлебное зерно, початок кукурузы. Один ученый сказал, что если бы растения могли думать и говорить, они высказали о нас, людях, не очень высокое мнение. Они нас назвали бы ленивыми, неспособными самостоятельно создавать себе питательные вещества. Чтобы расти развиваться, нашему телу нужны готовые питательные вещества. Растения само их создает, словно бесшумная, постоянно действующая фабрика, сырьем для которой служат воздух, вода и соли. А энергия даровая, солнечная.

И мы, люди, постоянно пользуемся этой накопленной солнечной энергией, не задумываясь о ее происхождении. Вспомним же о ней, сидя зимой в теплой комнате. Ведь это она согрела наше жилье. Вспомним о солнце и за сытым обедом, потому что вместе с хлебом и овощами, вместе с кашей и котлетой к нам попадает солнечная энергия. Она дает нам силы. Мы учимся, ходим в походы, работаем.

Всюду, всюду действует солнечная энергия. Она и в полете птиц, и в пламени домны, и в свете лампы, в каждом нашем движении, в каждой мысли.

Питают солнцем шар земной

Частички хлорофилла.

Можно ли, зная это, считать листья бездельниками.

Вот какие взаимосвязи есть в природе. И что будет если их разрушить. Наша беседа окончена. Нам остается призвать всех беречь и охранять природу. Прислушайтесь внимательно к словам

 (На мотив песни “Землю обмотали”)

«Спасите Землю»

Слой озона тоньше

Эффект парниковый

Загрязнённый воздух

Реки и моря

 

Стонет вся планета -

Фауна и флора.

Ведь не сможет развиваться

Дальше так Земля!

 

Все эти проблемы

Ширятся с годами

На планете нашей

Стало трудно жить

 

Дорогие, люди,

Совершите чудо:

Научитесь вы природу

Бережно хранить.

 

Очищайте реки

В лесу не сорите

Посадите каждый

Кустик и цветок.

 

Это так чудесно

Если на планете

Станет чистым и зелёным

Каждый уголок.

Просмотров: 303 | Добавил: Александр | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт отдела по образованию и молодёжной политике Поворинского района
  • Мы выбираем жизнь!
    Управление ФСКН
    Группа "В нашей жизни другой кайф"
    Дискуссионный клуб
    Телефон доверия
    Дневник.ru
    Линия помощи "Дети Онлайн"
    Детский телефон доверия
    Мы выбираем жизнь!
    "Центр медиации и права
    "Работа в России"
    Что ты знаешь о персональных данных?
    "Горячая линия" по профилактике гриппа и ОРВИ
    Что такое нормы ГТО и зачем их «сдавать»?
    Copyright MyCorp © 2020